Педагогические условия эффективности занятий в классе тромбона в музыкальных школах Китая

В последние годы в Китае приобретает заметную популярность обучение детей на различных медных инструментах. Данная тенденция выражает объективные мультикультурные процессы интеграции китайского музыкального образования с мировой системой обучения, включающей различные формы, методы, дидактические принципы, содержательные характеристики, а также инструментальную диверсификацию занятий. В статье кратко рассматриваются педагогические условия повышения эффективности учебного процесса в классе тромбона в музыкальных школах современного Китая. Это, по мнению автора, возраст и мотивационная готовность изучения игры на тромбоне, точное определение цели занятий и учет основных требований по предмету. Также важно преодоление наиболее трудных и серьезных технологических проблем. Это, в частности, формирование исполнительского аппарата начинающего тромбониста, связанного с правильной позиции рта как основы точного звукоизвлечения. Кроме того, внимание к техническим задачам базовых упражнений, особенно в среднем и высоком регистрах. На начальном этапе обучения необходимо уделять внимание навыкам сольфеджирования как эффективному методу в последовательности «сначала пение, потом – игра». В статье подчёркивается, что указанные условия имеют выраженную контекстуальность и индивидуальную направленность. Понимание этих факторов - основа профессиональной компетентности преподавателя-тромбониста.

Аннотация статьи
медные духовые инструменты
класс тромбона
индивидуальная направленность
контекстуальность
педагогические условия учебного процесса
начальный этап обучения
музыкальное образование современного Китая
Ключевые слова

Введение

С начала XXI века тенденция мультикультурализма становятся всё более заметными в глобальном образовательном пространстве [5]. Не является исключением и музыкальное образование Китая, которое становится всё более интегрированным в мировую систему и отвечающим потребностям социального развития страны. В последние годы в Китае вслед за развитием рыночной экономики ужесточаются конкурентные механизмы, проявляющиеся в различных сферах жизни [1]. В данной ситуации вопрос о том, каким образом помочь собственному ребенку не проиграть на старте и не быть хуже сверстников, находится в центре внимания всех родителей, которые предпочитают, чтобы их дети изучали несколько дополнительных предметов помимо предусмотренных аудиторных занятий. В ответ на потребности возникают различные кружки по интересам и курсы, которые незаметно приводят к изменениям в представлениях взрослых о воспитании детей, в том числе и его музыкальной составляющей. В последнее время в жизнь простых людей проникли роскошные фортепиано, струнные и духовые музыкальные инструменты лучших брендов. Кроме того, в семьи стали приглашать профессиональных педагогов для специального обучения детей [2]. Все больше граждан стали слушать симфоническую и инструментальную музыку, открывая для себя художественное содержание, выраженное в новых тембрах, звуках, красках.

Педагогические условия эффективности учебного процесса

В этой связи становится особенно актуальным понимание всеми участниками музыкально-образовательного пространства – педагогами, детьми и их родителями ключевых педагогических условий, необходимых для повышения эффективности занятий в классе такого специфического инструмента как тромбон.

1. Правильный возраст и мотивационная готовность изучения игры на тромбоне.

Прежде всего следует учитывать интерес ребенка или подростка к изучению музыкальных инструментов [9]. Дети выражают свои мысли и чувства просто и наивно, при этом у них разные предпочтения в плане музыкальных инструментов. Это обусловлено врожденными факторами, а также влиянием приобретенного окружения. В связи с этим в процессе выбора музыкального инструмента для изучения ребенком взрослые должны проявить уважение к мнению ребёнка и осмотрительность. Помимо этого, следует оценить комплекс факторов, например, тенденции развития музыкального искусства и социальные потребности, региональные условия и компетенции педагога, а также уровень конкуренции в той или иной музыкальной области – лишь после этого можно определить инструмент, которым будет заниматься ребенок [3]. Кроме того, следует обратить внимание на характер и модель музыкального инструмента, соответствие ему возраста и физического здоровья ребенка и другие объективные условия. Как правило, с изучением тромбона справляются дети старше десяти лет, физическое развитие которых происходит довольно быстро и благополучно, а их губы и зубы не имеют отклонений от нормы. Родители и дети, желающие играть на тромбоне, не должны полагаться лишь на сиюминутный порыв и энтузиазм, но всесторонне осмыслять физические и возрастные условия.

2. Определение цели изучения тромбона и учет основных требований.

С точки зрения общих характеристик музыкального искусства можно отметить, что каждый инструмент обладает собственной неповторимой красотой и художественной выразительностью, которые не могут быть заменены другими инструментами. Лишь согласованность и слаженность всех инструментов позволяет сыграть великолепную симфонию – это должны четко понимать как родители, так и ученики. Тромбон – это духовой инструмент, обладающий высоким художественным очарованием. Поскольку тромбон отличается необъятной энергией и мощью, и в то же время способен быть нежным и мягким, он демонстрирует свою богатую выразительность и значимое место в симфонической, духовой, легкой, джазовой и других жанрах музыки. Однако как начинающие тромбонисты, мы не должны вследствие этих достоинств и особенностей тромбона искажать или ошибочно толковать цели его изучения, полагая, что тромбон изучать лучше, чем другие инструменты, что тромбон играет наиболее важную и даже ключевую роль в оркестре, что благодаря освоению соответствующих навыков можно быстро прославиться и стать профессионалом.

Педагог по классу тромбона уже на первом занятии должен четко объяснить ученикам, что, во-первых, изучение игры на этом музыкальном инструменте основывается на индивидуальной любви к нему, а цель состоит в приобретении исполнительских навыков и умений [8]. Во-вторых, посредством изучения тромбона возможно сформировать собственные моральные качества и повысить личностные компетенции. И, в-третьих, если только в будущем представится возможность, то в результате изучения тромбона можно развиться в профессиональном плане. Хотя мы часто употребляем устойчивую фразу «солдат, не желающий стать генералом, не является хорошим солдатом», этот принцип не может быть использован во всех отраслях. В начале изучения тромбона следует четко обозначить три указанные установки, чтобы избежать таких негативных привычек в учебном процессе, как отстаивание сиюминутных интересов и требование немедленных результатов, проявление излишней торопливости и стремление к быстрому успеху. Только в этом случае становится возможным планомерно продвигаться в учебе, дабы взойти на вершину храма искусства.

3. Преодоление наиболее трудных и серьезных проблем в изучении тромбона.

3.1. Формирование исполнительского аппарата для игры на тромбоне играет крайне важную роль для последующего музыкального развития ребёнка и также отражает определенную артистичность и выдержку исполнителя. Чтобы не нагружать правую руку, совершающую переходы в позиции тромбона, левая рука должна нести весь вес инструмента, что позволяет расслабить правую. Наиболее подходящий угол между исполнителем и тромбоном равен примерно 80°, при этом слишком высокое или низкое положение инструмента оказывает негативное влияние на исполнителя [11]. В положении сидя следует занять примерно две трети площади стула, не нужно прогибаться в пояснице, сутулиться в груди или же облокачиваться о спинку – все это основы правильного положения верхней части тела.

С другой стороны, правильная постановка рук позволяет новичкам в определенной степени решить проблему установления позиций тромбона. Самая большая трудность для детей, играющих на тромбоне, заключается в том, что им часто не хватает длины правой руки, поэтому они ошибаются в шестой и седьмой позициях [4]. Например, среднестатистический рост девяти- или десятилетних китайских детей, изучающих тромбон, позволяет им дотянуться лишь до пятой позиции, поэтому они могут упражняться лишь в этих рамках. Это требует от учителей выбора соответствующих учебных материалов - упражнений и пьес. В случае появления басов, предполагающих игру на шестой или седьмой позиции, педагог может своевременно внести коррективы и научить детей справляться с такими местами.

Если ребенок с трудом дотягивается до шестой и седьмой позиций, то мундштук нередко отклоняется в правую часть рта, что оказывает серьезное влияние на фиксацию положения губ и высоту звука. Игра на последних позициях становится более естественной по мере увеличения возраста и роста ученика. Кроме того, для упражнений также можно использовать тенор-тромбон с квартвентилем (некоторые называют такой инструмент тенор-тромбоном, способным менять строй, однако он достаточно тяжелый). Левая рука должна держать тромбон, большой палец должен находиться наготове над роторным клапаном, и в соответствующих позициях следует заменять шестую и седьмую позиции – так можно решить проблему основного регистра тромбона. В то же время следует обратить внимание на возникающую проблему: для детей с сильными пальцами нажатие на клапан естественно, однако для детей с небольшими ручками нажатие достаточно затруднительно. Под руководством учителя можно крепко захватить музыкальный инструмент правой рукой, передвинуть ладонь левой руки и нажать на роторный клапан.

3.2. Правильная позиция рта как основа точного звукоизвлечения.

В педагогической практике мы нередко встречаем новичка, который играет, сжимая зубы и чуть ли не кусая инструмент. Это происходит оттого, что ему не хватает силы челюстных мышц, в результате невозможно сформировать «полуулыбку» и «обхват», при этом стабильное, равновесное и правильное положение рта не требует излишних затрат, а неумение применять силу «обхвата» и эффективно открывать челюсть приводит к излишнему расползанию уголков рта в стороны. Результатом этого является слабый, безжизненный и вялый звук, теряется характерный тембр тромбона [10]. Еще хуже, когда для звукоизвлечения достаточно высоких звучаний нижняя челюсть выдвигается вперед, а нижняя губа направляется к верхней, что приводит к избыточному давлению на мундштук. В итоге исполнитель для воспроизведения каждой ноты затрачивает излишнюю энергию и при этом производит ужасный акустический эффект, что в значительной степени затрудняет его игру.

Некоторые начинающие ученики полагают, что игра на тромбоне – это весьма трудоемкое занятие. Подобное представление не позволяет им расслабиться и использовать верный метод исполнения. Все технические действия игры на инструменте являются выражением исполнительского сознания и музыкальных представлений тромбониста. Таким образом, формирование правильных подходов к исполнительству и решение связанных с этим вопросов – это кратчайший путь к достижению высоких результатов в обучении.

Педагог должен исходить из таких объективных условий, как возраст и физические способности обучающегося [7], уделять внимание мягкости исполнения, чтобы сила и интенсивность звука при игре на тромбоне не были излишними. Корпус тромбона имеет хорошую проходимость, поскольку в нем крайне мало изгибов. Звуковые волны практически не встречают препятствий, поэтому при игре нередко возникают отзвуки и резкие звучания. Когда же тромбон исполняет основную партию в оркестре, его голос великолепный и торжественный, необъятный и грандиозный, величественный и волнующий. Именно эта особенность тромбона заставляет некоторых учеников отказываться от базовых упражнений и с любопытством подражать этим необузданным и смелым звучаниям.

Следует также учитывать, что губные мышцы детей десятилетнего возраста ещё слабые, а поток воздуха недостаточный. И если усиливать давление рта на мундштук, а также повышать силу языка, то невозможно натренировать необходимые мышцы и добиться баланса в расслаблении языка. В то же время окостенелый язык будет лишь ограничивать развитие техники игры, и наибольшие трудности возникнут при исполнении произведений в быстром темпе. В действительности, если часто тренировать мягкое и слабое исполнение, можно передать слушателям весьма приятные и комфортные акустические ощущения, а также заложить основы повышения исполнительских навыков в будущем.

Детский организм находится в периоде своего роста и развития, поэтому во время упражнений губные мышцы и язык должны большую часть времени оставаться расслабленными, что позволит при игре в медленном темпе достичь расслабленного и ясного звучания, а в быстром - добиться эффекта легкости и жизнерадостности. Практический опыт показывает, что упражнения на спокойное исполнение и мягкое стаккато положительно влияют на развитие технических навыков и повышение музыкальных компетенций начинающих тромбонистов.

3.3. Упражнения на средний и высокий регистр, которым должны уделять внимание новички.

У детей девяти-десяти лет, изучающих игру на тромбоне, достаточно слабый губной аппарат, поэтому им следует использовать маленький мундштук. Однако тонкие детские губы – это также и преимущество для звукоизвлечения и рождения высоких звучаний, поэтому педагогу следует учитывать эту особенность, чтобы укрепить основы игры в данном регистре. При этом в детстве мышцы губ и ротового аппарата укрепляются весьма быстро и непрерывные упражнения, позволяющие сформировать правильные исполнительские приёмы, позволяют постепенно адаптировать губы ребенка для удобной игры на тромбоне, обеспечив выносливость при держании инструмента.

Напротив, частая игра в низких регистрах приводит к расслаблению губных мышц, что впоследствии становится некоторым препятствием для извлечения высоких звуков. Широко известно, что медные духовые представляют трудности при игре в верхних регистрах. В таком случае играть ли низкие ноты? Их следует играть, однако не слишком много, при этом делать упор на мягком исполнении.

3.4. Внимание к техническим задачам базовых упражнений.

Поскольку содержание базовых упражнений – это наиболее ключевой фундамент техники игры на тромбоне, следует серьезно относиться к их выполнению. Ежедневные упражнения имеют большое значение для коррекции методов игры и формирования правильного положения рта: верное использование рта, дыхания и языка позволяет постепенно освоить основные позиции на тромбоне. В соответствии с требованиями учебной программы педагог должен постепенно усложнять содержание упражнений, что позволит учащимся добиться большего успеха и расширить рамки практики, а также заложит прочные основы для дальнейшего исполнения самых разных музыкальных произведений. Базовые упражнения включают в себя тренировку на долгий звук, стаккато, гаммы, интервалы, арпеджио, ломаные аккорды, базовое звучание, изменения ритмического рисунка и другое содержание.

Кроме того, педагог может выбирать целенаправленные упражнения, ориентированные на решение индивидуальных проблем, которые возникают у конкретного обучающихся. Ученики должны строго следовать объемам и рамкам предлагаемых педагогом упражнений, время выполнения которых организовано в соответствии с рекомендациями преподавателя. Практика доказывает, что такие тренировки наиболее эффективны, поскольку в ходе их выполнения происходит развитие самых разных исполнительских умений и навыков. Иногда под руководством учителя необходимо сосредоточиться на определенных упражнениях, затрагивающих какой-либо конкретный аспект. Однако после освоения тех или иных упражнений не следует сразу приступать к исполнению композиций, не связанных с пройденным материалом. Стремление к немедленным результатам является пустой тратой энергии и оказывает негативное влияние на всестороннее развитие техник игры на тромбоне – этот вопрос требует своевременного внимания педагогов и родителей.

3.5. Следование эффективному методу «сначала пение, потом – игра».

Сольфеджио весьма важно для развития слуха исполнителя и повышения навыков различения высоты звука. При этом тромбон отличается от других духовых инструментов тем, что меняет высоту звука за счет движения передвижной трубки (кулисы), поэтому на нем нелегко играть: необходимо достигать согласованности губ и воздушного потока, а также уделять внимание точности позиций. Для решения проблемы коррекции чистоты строя и интонации тромбона в педагогическом процессе следует обращаться к методу «сначала пение, потом – игра».

Действительно, тромбонист без умения определять на слух высоту звука, лишь полагаясь на верность позиций, не способен решить вопрос чистоты строя и интонации. Иными словами, на основе овладения верными позициями необходимо тренировать внутреннее пение. Лишь внутреннее определение правильной высоты звука позволяет во время игры добиться согласования беззвучного пения с изменениями нот, при этом центральная нервная система человеческого мозга позволяет обеспечить своевременную поддержку движениям губ и изменениям воздушного потока, а многократные упражнения помогают точно определять позиции. Следование этому образовательному методу через некоторое время приведёт к значительному повышению уровня интонирования без внутреннего пения до начала игры на инструменте, а также окажет положительное воздействие на освоение других исполнительских техник в будущем. Что касается чистоты интонации, если позволяют условия, следует также увеличить долю специальных упражнений на развитие слуха, наибольшую пользу в этом аспекте приносят занятия по сольфеджио.

Заключение

В целом, проблемы, возникающие при изучении игры на тромбоне, прежде всего должны решаться под руководством учителя, чтобы с самого начала заложить прочную основу исполнительских навыков тромбонистов. Длительные и упорные старания обязательно принесут желаемые результаты обучения. Добавим, что перечисленные условия имеют выраженную контекстуальность и индивидуальную направленность [6]. Понимание этих факторов – основа профессиональной компетентности преподавателя-тромбониста.

Благодарность

Автор выражает глубочайшую признательность своему научному руководителю – доктору педагогических наук, профессору кафедры музыкально-инструментальной подготовки Института музыки, театра и хореографии Российского педагогического государственного университета имени А. И. Герцена М. Д. Корноухову за ценные советы, существенную помощь в исследовательском труде.

Текст статьи
  1. Боенко М. А. Становление и современное состояние системы профессионального педагогического образования в Китае. Новосибирск : Институт ФСБ России, 2008. – 141 с.
  2. Ван Юйхэ. Новая история развития музыки в Китае. Пекин: Народное музыкальное издательство, 2002. 372 c. (на китайском зыке)
  3. Ван Яохуа, Вань Лицзюнь. Педагогичность, развитие и открытость – нововведения «Программы профессионального обучения бакалавров общих высших образовательных учреждений по специальности музыковедение (педагогика и воспитание)» // Вестник Педагогического университета Фуцзянь, 2009. №1. С. 156-164. (на китайском зыке)
  4. Доу Сюньфэй. Краткий анализ повышения уровня преподавания профессиональной игры на медных духовых музыкальных инструментах в высших учебных заведениях //Художественная критика, 2018. №8. С. 108-109. (на китайском зыке)
  5. Корноухов, М. Д. Феномен интерпретации как механизм репликации культуры общества в современном российском образовании // Репликация культуры общества в контексте профессионального образования : коллективная монография. / М. Д. Корноухов [и др.]. – Георгиевск, 2012. – Книга 1. – С. 44-79.
  6. Корноухов М. Д., Шумилова Е.Н. Текст – контекст: образовательная парадигма поликультурного пространства педагога-музыканта // Музыкальное искусство и образование : Вестник кафедры ЮНЕСКО при Московском педагогическом государственном университете. 2018. № 2. С. 13–29.
  7. Ли Цзюньюй. Модернизация школьного образования в Китае и России : сравнительно-исторический анализ : автореф. дис. … кандидата педагогических наук. Комсомольск-на-Амуре, 2004. 22 с.
  8. Тан Бо. Пути повышения профессионализма преподавателей музыкальных специальностей // Художественное образование, 2013. №6. С.66-67. (на китайском зыке)
  9. Хэ Сюймин. Возникновение интереса к учебе: влияние воспитания и преподавания учителя на интерес ученика к учебе. Пекин: Научно-педагогическое издательство, 2011. 305c. (на китайском зыке)
  10. Цянь Тун. Размышления о построении обучения духовой музыке // Мир духовой музыки, 2011. № 3. С. 31-39. (на китайском языке)
  11. Янь Чэнну. Приемы обучения духовой музыке. Шанхай: Издательство «Просвещение Шанхая», 2009. 69 с. (на китайском языке)
Список литературы