К вопросу о вариативных заданиях по русскому языку для школьников (на примере 5-7 классов)

Вариативность как понятие связана, прежде всего, с процессом диверсификации образования, с вариативностью образовательных программ, с вариативностью элементов содержания обучения, видов учебного материала в соответствии с индивидуальными особенностями детей и их познавательными потребностями. Особенностью вариативных заданий является направленность на адаптацию процесса обучения к особенностям и потребностям обучающихся, на создание в учебном процессе ситуации успеха, развитие мыслительной и речевой деятельности школьников. Вариативные задания по своей структуре сходны с поисковыми заданиями и требуют от обучающихся умения выполнять операции логико-лингвистического характера: на выделение главной информации в тексте, на сравнение, обобщение и классификацию изучаемых объектов и др. Такая организация обучения способствует активизации речемыслительной деятельности и развитию познавательного интереса обучающихся. Цель статьи заключается в выявлении и описании дидактического материала для организации обучения русскому языку школьников 5-7 классов в рамках вариативного образования. В статье дано описание вариативных заданий и их специфических особенностей. Представлены вариативные задания на основе связного текста и результативность использования этих заданий в ходе проведения экспериментальной работы в школе на материале уроков по изучению разделов «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Имя числительное», «Причастие». Как показало проведённое исследование, выполнение вариативных заданий обеспечивает возможность каждому обучающему добиться значительных успехов в овладении необходимыми знаниями и умениями по изучаемым темам и в целом по предмету, мотивирует школьников, стимулирует их мышление, речь, развивает познавательный интерес.

Аннотация статьи
вариативное образование
вариативная методика
вариативное задание
операции сравнения
обобщения
группирования
текст
Ключевые слова

Введение. Вариативность в современном образовательном процессе

Термин «вариативность» применительно к образованию появился сравнительно недавно. По определению в энциклопедическом словаре педагога, целью вариативного образования является расширение возможностей компетентного выбора личностью своего жизненного пути [2]. Понятийный аппарат термина находится ещё в стадии оформления и уточнения. Так, под вариативным обучением, по определению учёного-психолога А.Г. Асмолова, понимается возможность выбора личностью пути саморазвития [1], обучение по индивидуальным вариантам учебных планов и программ, направленность на создание в учебном процессе ситуации успеха, как об этом пишет В.В. Пикан в своей монографии, посвященной вариативному образованию в школе [7]. В основе вариативного обучения лежит принцип, позволяющий учителю использовать технологии и методики, направленные на самореализацию обучающихся с учётом особенностей личности, мышления, максимальной адаптации процесса обучения к их особенностям и потребностям. Этот принцип находится в тесной взаимосвязи с созданием на уроках проблемной ситуации, с организацией проблемного изложения материала учителем, с проблемно-поисковыми методами обучения, широко представленными в науке такими учёными, как И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, Т.В. Напольнова.

Объекты и методы исследования. Специфика вариативных заданий

Вариативная методика сочетает в сопоставительном плане варианты изучения дисциплины по объему и композиции материала, различные системы упражнений и др. Такая организация учебного процесса требует разработки специального дидактического материала, заданий, разнообразных по типу, виду и формам, что позволяет школьникам самостоятельно выбрать те, которым они отдают предпочтение. Результат выполнения вариативного задания зависит от умения обучающегося найти скрытую подсказку в условии задания, на рисунке, таблице или в схеме, сопровождающих задание. Постановка задания предполагает опору на принципы постановки учебной задачи, моделирования, исследовательского поиска, характерные для методики проблемного обучения, в частности – организации поисковой деятельности школьников, когда поиск ответа на вопрос связан с обращением к личному опыту обучающегося, к его умению производить логико-лингвистические операции.

В данной статье под вариативными заданиями понимаются варианты задания, направленные на изучение разных аспектов вопроса или языкового явления: задания на активизацию деятельности с учебной информацией; на выделение главной информации в тексте на сравнение, обобщение и классификацию изучаемых объектов; на совершенствование речемыслительной деятельности и др. Выполнение вариативных заданий требует от школьников осуществления проблемно-поисковой – творческой – деятельности.

Исследование проводилось в 5-7 классах на материале разделов грамматики, лексики и фразеологии, поскольку вариативность как следствие развития языка, по мнению Ю.В. Дорофеева [5], находит отражение прежде всего в словарном составе, в слове, которое мы рассматриваем в рамках изучения морфологии, синтаксиса, лексики (С.Г.Буданова, А.Г. Рябинина [3]), фразеологии, а также с помощью лексикографических источников [8, 9, 10]. Цель исследования заключалась в теоретической разработке вариативных заданий на текстовой основе и внедрении их в процесс обучения школьников среднего звена. В качестве методической базы исследования применялся коммуникативно-деятельностный подход, на основе которого обучающиеся овладевают знаниями и умениями в области русского языка как средства коммуникации – устной и письменной. Наряду с этим использовались методы анализа, наблюдения, эксперимента, метод статистики.

Результаты и их обсуждение. Использование вариативных заданий на уроках русского языка.

Экспериментальная работа осуществлялась на базе общеобразовательной школы №1360 г. Москвы учителями-словесниками. В эксперименте были задействованы 126 школьников. За основу экспериментальной программы была взята рабочая программа школы без увеличения количества часов на изучаемый материал разделов «Имя существительное», «Имя прилагательное» – 5-6 кл.; «Имя числительное», «Причастие» – 6-7 кл.

На этапе констатирующего эксперимента выявлялись знания и умения школьников по теме исследования. Обучающимся была предложена работа со связными текстами и заданиями как традиционными, так и вариативными. Для чистоты эксперимента анализ работ осуществлялся с точки зрения успешности выполнения вариативных заданий. Из общего числа школьников с заданиями полностью справились 44 чел., частично – 23 чел., не справились – 33 чел. Затруднения школьников были связаны с неумением выполнять группирование, обобщение и сравнение языковых единиц; с неясным представлением о родовидовых понятиях; с недостаточным умением выражать свои мысли посредством рассуждения. По этим критериям в дальнейшем оценивались срезовые работы на контрольном этапе эксперимента.

Чтобы развить перечисленные выше умения, был отобран дидактический материал и разработаны специальные задания для обучающей работы.

Приведём примеры вариативных заданий на основе связного текста [4], использованных в обучении русскому языку школьников 5-7 классов.

Текст 1 (5 класс)

Тысячелетия назад в древнейших странах получил начало пышный и торжествен_ый стиль садов пр_моугольной планировки с пр_мыми ал_еями. В зеленый город превратили парки с вырезанными из деревьев и кустов стенами ал_ей, залами, арками, к_лоннами и вазами. Веками развивалась зеленая арх_т_ктура, придававшая садам с_мметричные пр_молинейные искус_твенные формы.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
  • Найдите слова с непроверяемыми безударными гласными. Обозначьте орфограммы.
  • Вариативное задание (операция группирования):

Выпишите из текста слова, объединяя их в тематические группы.

Текст 2 (6 класс)

Общественные сады (Э,э)ллады имели прямолинейные аллеи и дорожки. Пальмы, платаны, оливковые, фисташковые и другие деревья располагались правильными рощицами в симметричном порядке. Среди рощ, в аллеях, на концах дорожек возвышались статуи, вазы, били фонтаны. Бассейны, колонны, мраморные лестницы, беседки украшали сад. Деревья обрамляли различные постройки. Деревья, зеленые полянки, холмы с лестницами и колоннадой, клумбы с цветами, бассейны составляли единую гармоничную картину.

К цветам, которые были в то время в садах (Э,э)ллады, принадлежали левкой, цветок (З,з)евса – гвоздика, гиацинт, желтофиоль, черная фиалка, лилия, лаванда, живокость,аконит. Здесь же на небольших скалах росли дикие фиалки, нарциссы, цикламены, пересаженные с соседних лугов.

  • Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
  • С помощью словаря дайте описание растениям, названия которых выделены. Найдите в этих описаниях слова с непроверяемыми безударными гласными.
  • Вариативное задание (операция обобщения):

– Из предложения Пальмы, платаны, оливковые, фисташковые и другие деревья располагались правильными рощицами в симметричном порядке выписать имена существительные и образованные от них имена прилагательные по принципу «от общего – к частному» (родовидовые понятия).

Текст 3 (7 класс)

Композитор Ф. Лист создал три музыкальные пьесы, выразительно рисующие сад. Первые такты музыки «У кипарисов виллы д'Эсте» создают впечатление грандиозности, какой-то высокой лестницы. Медленные, торжественные аккорды заставляют вас подниматься вверх и глядеть ввысь. И чувствуется, что вокруг вас также стремятся кверху и темно-зеленые кипарисы, высокие, стройные, как шпили готических соборов. Образы крутого подъема и кипарисов, пронзающих синеющую полосу неба, захватывают слушателя.

В музыке Листа слышна грусть. Если, прослушав музыку великого композитора «У кипарисов виллы д'Эсте», вы посмотрите на гравюру А. П. Остроумовой-Лебедевой «Вилла д'Эсте», вы невольно удивитесь поразительному соответствию музыкального образа и рисунка.

Таблица 1

 

Архитектура

Музыка

Живопись

Флора

1

       

2

       
  • Прочитайте. Докажите, что это текст. Озаглавьте его. Заполните таблицу 1 примерами из текста. Обозначьте в словах изученные орфограммы.
  • Вариативное задание (операция сравнения):

– Прослушайте пьесу Ф.Листа «У кипарисов виллы д'Эсте» и рассмотрите гравюру А. П. Остроумовой-Лебедевой «Вилла д'Эсте». Выскажите своё мнение о соответствии музыкального образа и рисунка [6, 11].

– Сравните впечатления от виллы д'Эсте:

  • «... мой частый немой разговор с этими кипарисами я попытался передать на нотной бумаге! Ах! Как сухо и невыразительно звучат на фортепьяно и даже в оркестре скорбь и горести всемогущей природы!» (Ф. Лист)
  • В центре парка – группа древних кипарисов. Темные, мрачные стражи. Почетные свидетели давних событий. (А. П. Остроумова-Лебедева)

– Согласны ли вы с высказанными мнениями? Приведите аргументы.

Текст 4 (5-7 классы)

В XVI и XVIII веках выр_щ_вали в (М,м)осковском (К,к)ремле «верховые сады», или «сады, что на сенях», распол_гаемые на камен_ых сводах, над палатами и погребами. В 1685 году верховой сад был устроен в Кремле при хоромах тр_надцатилетнего царя Петра. Сад был 20 метров длиною и 8 метров шириною. Для этого сада вылили свинц_вые доски весом в 640 пудов, на которые положили землю в метр высотою. В этом верховом садике устроили (не)большой прудок. Гря_ки и клумбы были обл_жены досками, разрисован_ыми пестрыми узорами. Бесе_ка, или «ч_рдак» царевича, столб_ки для деревьев, реш_тка с балясинами были тоже расписан_ы яркими красками в рус_ком стиле. В верховом саду р_сли грецкие орехи, кусты ш_повника пионы махровые и семен_ые коруны или цветы_венцы тюльпаны лилии белые и желтые нарчица белая – нарцис_ рожи алые – мальва мымрис флик гвоздики душистые и репейч_тые филорожи касатис калуфер девич_я кр_сота рута фиалки лазоревые и ж_лтые пижма иссоп. Летом в верховых садах висели ш_лковые клетки с канарейками, попугаями, соловьями и другими птицами. Верховые сады были уничтожены при закладке большого (К,к)ремлевского дворца в 1773 году.

  • Выпишите из текста слова со скобками и пропусками букв. Расставьте знаки препинания в выделенном предложении. Дайте толкование выделенных слов. Проверьте себя по словарю. Выпишите из словарных статей слова с изученными орфограммами (по теме урока).
  • Запишите цифры прописью (по указанию учителя).
  • Вариативное задание (на умение выделять и находить главную информацию в тексте):
  • Нарисуйте верховой сад в Кремле (графическое иллюстрирование текста).
  • Выделите в тексте выражения, с помощью которых можно сжато пересказать его содержание (словесное иллюстрирование текста).
  • Перечитайте тексты 1-4. Запишите в хронологическом порядке историю возникновения садово-паркового искусства.
  • Назовите знаменитые дворцово-парковые ансамбли времён Петра I (используется справочная литература, которую школьники подбирают самостоятельно).

Выводы

По окончании обучающего эксперимента школьники ещё раз работали с текстами и вариативными заданиями к ним. Статистическая обработка результатов показала, что успешно справились с заданиями 72 чел., частично – 12 чел., не справились – 16 чел. от общего числа участников эксперимента. В контрольных классах это соотношение выражается следующим образом (таблица 2):

Таблица 2

Результаты экспериментальной работы в контрольных классах (5-7)

Классы

 

Вариативное задание (%)

 

Этапы эксперимента

Справились полностью или частично

Не справились

5 «А»

Срезовая работа 1

39

61

Срезовая работа 2

72

28

Прирост знаний и умений:

33

33

6 «А»

Срезовая работа 1

54

46

Срезовая работа 2

84

16

Прирост знаний и умений:

30

30

7 «А»

Срезовая работа 1

60

40

Срезовая работа 2

87

13

Прирост знаний и умений:

27

27

Итого прирост (в среднем)

 по всем классам:

30%

30 %

Представленные в таблице цифры свидетельствуют о том, что, уровень знаний и умений школьников повысился примерно на треть.

О результатах экспериментального обучения и его успешности докладывалось на Международной научно-практической конференции «Современные технологии в преподавании русского языка» (к 60-летию кафедры методики преподавания русского языка МПГУ) 2 октября 2020 года.

Как показало проведённое исследование, предложенные в статье тексты[1], традиционные и примерные вариативные задания к ним в полной мере обеспечивают возможность каждому школьнику самостоятельно выбрать интересные и посильные задания, чтобы добиться успеха в их выполнении. Такая деятельность мотивирует школьников, стимулирует мышление, речь, развивает познавательный интерес. Этим определяется необходимость использования вариативных заданий для реализации целей вариативного образования на уроках русского языка в современной школе.

[1] Прекрасным подспорьем для отбора текстов и конструирования вариативных заданий служат материалы учебников для общеобразовательных школ, например: УМК Изобразительное искусство. Под ред. Неменского Б.М. (5-8), 2017 г.; Музыка. Сергеева Г.П., Критская Е.Д, 2018 г.

Текст статьи
  1. Асмолов А.Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства в России // Новое время – новая дидактика: сборник. Москва, 2001.С. 15-16.
  2. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В. С. Безрукова. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 937 с.
  3. Буданова С.Г., Рябинина А.Г. Учебные задания по лексике как особый вид вторичных текстов: создание и решение с привлечением лингвистических словарей// Русский язык в школе. 2019. Т.80(4):7-15.
  4. Верзилин Н.М. Сады и парки мира. [Электронный ресурс]. – URL: https://sheba.spb.ru/za/sady-iparki-1984.htm (дата обращения: 01.10.20).
  5. Дорофеев Ю.В. Лексикографическое отражение вариативности языка в типологическом и лингвокультурологическом аспектах // Коммуникативные исследования. 2017. № 2 (12). С. 7-19.
  6. Крунтяева Т.С., Молокова Н.В. Словарь иностранных музыкальных терминов. Издательство: Музыка, 2016, 184 с.
  7. Пикан В.В. Управление вариативным образованием в школе: монография. Москва: АПКиППРО, 2005. 269 с.
  8. Михельсон М.И. Русские крылатые слова: иллюстрированный словарь. Москва: Просвещение, 2016. 357 с.
  9. Скворцов Л.И. Большой толково-объяснительный словарь русского языка. Москва: Мир и Образование, 2017. 1312 с.
  10. Словарь устаревших слов: около 3500 слов / сост. Константин Васильев. Санкт-Петербург: Авалонъ: Азбука-классика, 2010. 319 с.
  11. Чаговец Т. Словарь терминов по изобразительному искусству. Живопись, графика, скульптура. Издательство: Лань, Санкт-Петербург, 2020. 176 с.
Список литературы