Экстремистское движение АУЕ: сущность и меры противодействия

В данной статье автор рассматривает актуальное экстремистское движение «Арестанский уклад един», которое основывается на криминальной субкультуре и воровских понятиях. С помощью исторического метода, автором представлено развитие данного неформального преступного движения. Отмечается, что оно возникло относительно недавно, но масштабный прогресс его очевиден. Указывается, что данное движение представляет особую опасность и для подрастающего поколения, поскольку лидеры активно вовлекают молодежь в свои ряды для обучения и дальнейшего совершения противоправных действий. Применяя статистический метод, автор отмечает, что совершаемые рассматриваемой экстремистской организацией преступления зачастую носят корыстный характер, а направления их деятельности часто диктуется воровскими лидерами из мест лишения свободы. Автор изучил мнения некоторых исследователей по поводу причин возникновения и развития данной криминальной субкультуры. На основе своих исследований, применяя метод анализа, автор представил современный комплекс причин зарождения криминального движения «Арестанский уклад един». В статье также приводится некоторая характеристика типичного представителя данной криминальной субкультуры и его становление в этой роли. В заключении предлагается комплекс мер с целью профилактики и предотвращения распространения экстремистской идеологии в целом, в том числе и в молодежной среде.

Аннотация статьи
АУЕ
экстремистская организация
криминальная субкультура
причины преступности
экстремистская идеология
подростковая преступность
неформальное преступное движение
Ключевые слова

Введение

Активное развитие технологий, прогресса, общественного сознания и мировоззрения человека оказывают влияние на личность, её приоритеты, установки и поведение. Отрицательные изменения в общественной среде зачастую ведут к организации преступных формирований, в том числе с привлечением молодежи в преступные ряды.

В настоящее время в современном мире происходит оказание активного влияния криминальной субкультуры на ценности и мировоззрение всего общества, включая подрастающее поколение. Это является безусловной предпосылкой к формированию асоциального поведения и совершению различного характера правонарушений. Российская современная молодежь в реальной жизни сталкивается с разными деструктивными и антиобщественными идеологиями, при этом приобщаясь к существующей определенной субкультуре, которая значительно распространена среди взрослых преступников.

Часто несовершеннолетние оказываются неспособны противостоять влиянию со стороны носителей субкультуры АУЕ, поскольку игнорирование или сопротивление могут иметь неприятные последствия (отторжение либо применение насилия со стороны коллектива и др.). Как следствие этого – вынужденное следование нормам криминальной субкультуры вопреки воле подростка.

Объекты и методы исследования

Применительно к XXI веку особо выделяется возникшая на территории Забайкалья в начале 2010-х гг. преступная подростковая организация под названием «Арестанское уркаганское единство» или «Арестанский уклад един» (АУЕ) [15, с.54-56]. Первое скорее означает пособие по отбытию наказания в местах лишения свободы и напоминает тюремный принцип существования и выживания в местах лишения свободы, обобщение всех членов криминального мира. Своих собратьев по камерам заключенные воспринимают как семью, где все должны подчиняться определенным правилам и устоям. Он регулирует отношения между сокамерниками, объясняя как правильно решать возникающие конфликты и не допускать их появления.

Второе дает характеристику молодежному неформальному движению и криминальной субкультуре. Их участники признают авторитеты преступного мира и придерживаются определенных уголовных понятий, насильно навязывая свое мнение сверстникам.

В настоящее время под АУЕ понимают криминальную субкультуру, костяк которой состоит из несовершеннолетних, отличающихся от своих сверстников употреблением спиртного, наркотиков, пренебрежением к труду, агрессией к власти, проявлением хулиганства, вымогательством денежных сумм для передачи их в общак находящимся за решеткой преступникам в обмен на покровительство.

Поэтому объектом нашего исследования является экстремистская организация АУЕ, идеология которой основывается на криминальной субкультуре. Её особенность в том, что криминальный мир тщательно предпринимает попытки распространить свое влияние на подрастающее поколение с целью использовать его в качестве участников различного рода правонарушений. Так, например, в Ульяновске по факту организации экстремистской группировки было возбуждено уголовное дело в отношении местного жителя и ещё троих молодых людей, принимавших активное участие в её деятельности (ч.ч.1 и 2 ст.282.2 УК РФ). Сообщается, что в августе 2020 г. на территории г.Ульяновска организована ячейка запрещенного экстремистского движения АУЕ, участники которой пропагандировали криминальную идеологию, осуществляли противоправные действия и сбор средств с целью оказания материальной поддержки представителям криминального мира, которые находятся в местах лишения свободы [1].

К основным признакам АУЕ относят: отрицание ответственности за преступления, привлекательность за счет чужого обогащения, отношение потребителя ко всему, пренебрежение к трудовой деятельности, агрессивное отношение к власти на фоне культа насилия и др. [7, с.139-143]. Мы же в свою очередь, используя статистический метод, отметим, что под влиянием субкультуры АУЕ её участники совершают преступления, часто носящие корыстный характер.

Стоит отметить, что рассматриваемое явление не является в полной мере молодежным движением. Некоторые аргументы скорее относят его к криминальной организации:

  • наиболее привилегированные позиции в АУЕ занимают лица, преодолевшие границу молодежного возраста;
  • в АУЕ приняты свои нормы поведения, жесткая внутренняя иерархия, ценностные ориентиры, наличие правил и регламента, не характерные для движений;
  • как правило, вступление в АУЕ вынуждено, а выход затруднителен и сопряжен с опасностями;
  • участие в структурах АУЕ основано на фиксации членства и уплату членских взносов [7, с.140-142].

Многие ученые занимаются вопросами криминальной субкультуры и дают ей различные определения. Например, В.Ф. Пирожков под ней понимает «образ жизнедеятельности несовершеннолетних и молодежи, объединившихся в криминальные группы» [12, с.3].

А. Евсюкова под субкультурой понимает «группу людей, которая объединена общими взглядами на жизнь, отличающимися от мировоззрения, которое навязывается большинством» [4, с.7].

Ряд ученых склоняется к тому, что криминальная субкультура предполагает не столько преступное поведение как таковое, но определенный уклад жизни и взаимоотношений её носителей между собой, с представителями власти и с гражданами [3, с.8].

Применяя исторический метод, мы отметим, что феномен подростковой профессиональной преступности возник незадолго до периода зарождения советской власти: с 1834г. по 1913г. в три раза возросла доля несовершеннолетних правонарушителей [10, с.555].

В.В. Степанов и И.С. Гвоздева отмечают, что в современной России ежегодно выявляется более 30 тыс. преступлений подростков, из которых 60% составляет групповая преступность [2, с.3]. Грабежи, разбои, вымогательства – это основная масса преступлений подростков, при этом 45% из них совершают ученики общеобразовательных школ.

Несмотря на то, что аббревиатура АУЕ имеет несколько толкований – в любом случае речь идет о распространении криминальной идеологии. Проблему криминальной идеологии некоторые авторы сводят к феномену современной молодежной субкультуры, но эта проблема гораздо шире, поскольку затрагивает мировоззренческую основу при формировании личности. Подобная идеология основывается на следовании воровским понятиям вперемешку с сознательным выбором преступного образа жизни. Совершение различного рода преступлений, особенно корыстных, всячески поощряется членами сообщества. Использование внешней атрибутики (татуировки, клички, уголовный жаргон) объясняется потребностью в самоидентификации и принадлежностью к сообществу.

У АУЕ нет единого общего руководителя, но есть лидеры во многих населенных пунктах. Основной их целью является распространение ценностей криминального мира среди молодежи, призывая своих сторонников к вандализму, массовым беспорядкам, избиению несогласованных, нападению на силовиков, поджогу административных зданий и т.д.

В целом же, движение АУЕ зародилось в местах лишения свободы: вор в законе Евгений Васин («Джем»), попав в 70-е годы в тюрьму, создал «союз истинных арестантов». Он придумал систему активного вовлечения подростков в криминальный мир: открыл спортивный лагерь, где обучал молодежь рукопашному бою и параллельно воровскому делу.

Автор В.В. Тулегенов отмечает, что в настоящее время «молодежная субкультура более диверсифицирована: кроме АУЕ можно быть и футбольным фанатом, и анархистом», а «дети из неблагополучных семей, родители которых злоупотребляют спиртными напитками, так называемые аутсайдеры, – плодотворная почва для распространения идей АУЕ» [14, с.45-49].

Впервые аббревиатура АУЕ прозвучала в 2010г. в Краснодарском крае в Белореченской воспитательной колонии во время массовых беспорядков [11, С.126-129].

Одним из особо запоминающихся инцидентов был произошедший 27 мая 2017г. случай в г.Челябинск: на фестивале красок «Холи» толпа подростков в возрасте 13-16 лет (в том числе и девушки) накинулись на служебный транспорт полиции, разукрасив его красками, и оскорбляли сотрудников данной правоохранной структуры. Все это сопровождалось криками «АУЕ!» [11, с.126-129].

Символ движения АУЕ – восьмиконечная «роза ветров», называемая «звездой воров». Часто накалывается в виде татуировки признанными лагерными авторитетами и каждая вписанная в центр звезды фигура имеет определенное значение.

Обращаясь к истории возникновения аббревиатуры АУЕ, отметим, что в 1950-е гг. она использовалась в качестве приветствия и означала «желать здравия» или «всего хорошего». В 90-е гг. она становится опознавательным знаком, определяющим, что осужденный приговорен к лишению свободы.

До 2000-х гг. криминальное движение АУЕ было лишь в Забайкалье и не выходило за пределы исправительных учреждений. Но затем ситуация кардинально изменилась, и оно начало распространение в Иркутскую, Оренбургскую, Московскую области и республику Бурятия, становясь современной бедой и проблемой всего общества. Так, в октябре 2020г в Московской области было возбуждено уголовное дело в отношении 40-летнего жителя, которого подозревают в совершении преступления экстремистской направленности, предусмотренного ч.2 ст.282.2 УК РФ. Установлено, что подозреваемый является участником запрещенного в России движения АУЕ, имеет индивидуальный статус в криминальной среде, следит за соблюдением жизненного уклада в местах лишения свободы. В настоящее время расследование данного уголовного дела продолжается и мужчине в ближайшее будет предъявлено обвинение [1].

Применяя метод анализа и изучив мнения ряда авторов, отметим, что современные исследователи основными причинами возникновения АУЕ в целом называют: низкий уровень жизни населения, коммерциализация отношений в процессах воспитания и обучения несовершеннолетних, отсутствие контроля молодежных сообществ в соцсетях, распространяемость тюремных песен и др. [9, с.109].

С.Н. Чирун к основным причинам рассматриваемой преступности также относит: малоэффективность проводимой государством молодежной политики, дефицит информационной безопасности молодежи, систематические экономические проблемы во многих регионах, низкий социальный и экономический порог развития России, проблематика молодежной занятости, малую эффективность социальных лифтов для молодежи и т.д. [16, с.52].

Изучив историю развития преступного движения АУЕ, а также мнения некоторых авторов, к основным причинам активного распространения в среде молодежи субкультуры АУЕ мы отнесем:

  • взросление в неблагополучной семье – влияние семьи имеет важное значение. В условиях экономического кризиса родители, как правило, озадачены зарабатыванием средств для существования и не уделяют должного внимания подростку. Они не замечают изменения в поведении ребенка, его выражениях, смене ценностей, которые являются предпосылкой втягивания в АУЕ;
  • масса свободного времени на фоне отсутствия досуговых центров развития в регионе;
  • девиации подростков, т.е. различные психологические реакции, внешнее влияние, склонность к подражанию. Особую опасность представляет группа молодежи с различными формами протеста, члены которой зачастую имеют психические отклонения;
  • низкий уровень контроля над молодежными сообществами в социальных сетях – сеть Интернет играет весомую роль при формировании культуры АУЕ. В качестве активных деятелей действуют индивиды, неформально взаимодействующие в сетевых структурах. Они воспринимают сеть как неформальный институт, регулирующий внутресетевые и государственно-общественные взаимодействия;
  • коррумпированность системы МВД России и увеличение количества чиновников-взяточников – в настоящее время в правоохранные структуры и во власть проникают лица, нарушающие как нормы морали, так и закон. Молодежь, видя такое поведение, постепенно подходит к нигилистическим взглядам и уголовному укладу жизни. Криминализация многих сторон жизни также влечет за собой проникновение и популярность в обществе криминального образа жизни;
  • слишком близкое расположение от учреждений уголовно-исполнительной системы до населенных пунктов
  • активная пропаганда криминальной субкультуры на формирующее сознание подростка: от известной активно-распространяемой в социальных сетях компьютерной игры «Тюряга» до высказываний политиков, используемых в своем лексиконе блатной жаргон («откат», «беспредел» и др.) [7, с.141].

Результаты и обсуждение

В современном мире повышенный интерес представляет сеть Интернет. Проведя некоторый анализ, отметим, что некоторое количество групп в соцсетях активно пропагандируют криминальную романтику. В такие группы входят примерно от 50 до 750 тысяч человек, а также они имеют свою символику, сувенирную продукцию, полиграфию и т.д. Существуют и различные онлайн-каналы, где идет трансляция программ для подростков с распространением криминальной субкультуры.

Особый интерес представляют результаты мониторинга субкультуры АУЕ в соцсети «В контакте»: по нашему запросу было найдено 44 паблика, посвященных субкультуре АУЕ. Например, группа «Datalova» насчитывает 692935 пользователя и в части ее содержания откровенно просматривается поддержка АУЕ. Участники группы в возрасте от 15 до 36 лет, из которых 72% мужчины, 28% - девушки.

Также относительно сети Интернет мы отметим, что многие паблики удаляются из соцсети, частично забрашиваются, но оставляются в открытом доступе, привлекая все новых последователей [9, с.108].

Как правило, группы с тематикой АУЕ маскируются под нейтральные названия либо под сообщества популярных игр, в которых весь обмен информацией происходит в комментариях, оставляемых пользователями под темой или видео. Создатели подобных пабликов считают, что главная причина популярности кроется в том, что молодежь в провинции не может обеспечить себе достойное будущее, особо выделяя бедные регионы с высоким уровнем преступности, где колонии и тюрьмы аналогичны градообразующим предприятиям, и почти в каждой семье есть человек, прямо или косвенно связанный с зоной [13, с.155].

Основные участники АУЕ – подростки в возрасте от 12 до 17 лет. В крупных городах формируются банды из учащихся школ, колледжей, руководство которыми осуществляют молодые уголовники. Их основные увлечения – это кражи, грабежи, разбои, хулиганства. А поскольку школьники зачастую ещё не несут уголовной ответственности – этим и пользуются руководители организованных преступных групп, реализовывая украденное несовершеннолетними подростками имущество [9, с.108].

Стоит отметить, что воровская романтика и тюремная эстетика прочно забивают подростковые головы, особенно в период, когда необходимо определяться со своим будущим. Некоторые выбирают более легкий путь, который в итоге приводит в исправительное учреждение, перекосу ценностей и норм морали.

Практика показывает некоторые случаи вымогательства, которые происходят в образовательных учреждениях со стороны носителей криминальной субкультуры в отношении своих сверстников. Так, например, значительный резонанс получила ситуация в поселке городского типа Новопавловка Забайкальского края в 2016г. Тогда некоторые учащиеся общеобразовательной школы, придерживающиеся криминальной субкультуры АУЕ, на протяжении достаточно длительного времени совершали акты вымогательства в отношении иных учеников данного учреждения. В конечном итоге это спровоцировало самосуд родителей над участниками неформального движения [5].

Молодежно-подростковая криминальная субкультура АУЕ на сегодняшний день заполнила нишу в российских школах, детских домах, интернатах и многих учебных учреждений регионов России. Как правило, это дети-аутсадеры из семей, где родители ведут асоциальный образ жизни, злоупотребляя алкоголем и наркотиками. Так, 16 марта 2020г. посетители торгового центра г.Каменск-Уральский (Свердловская область) были вынуждены вызвать наряд полиции. Причиной тому стали буйные подростки из неблагополучных семей, нападавшие на людей. На прибывших сотрудников по их приезду накинулись с кулаками десяток сторонников АУЕ, утверждая, что они следуют идеологии движения.

Позднее 30 июня 2020г. в Новосибирске 15-летний подросток из антисоциальной семьи с ножом совершил семь нападений на офисы микрозаймов и цветочный магазин, похитив определенную денежную сумму. Он не раскаялся в содеянном и признался, что следует идеологии АУЕ [8].

Также следует отметить и высокую латентность уголовно-наказуемых деяний адептов данной субкультуры до момента совершения ими преступлений. Большинство членов движения АУЕ скрывают от родителей и окружения свою принадлежность к сообществу, а последние не способны своевременно заменить отклонения в поведении подростка, создавая тем самым серьезные препятствия в предупреждении преступности несовершеннолетних.

Отметим, что внутренняя жизнь в АУЕ-сообществе регламентируется определенными правилами. Зачастую подобные группы характеризуется высокой степенью коллективизма. Также принято использовать понятие «Семья», под которой подразумевается близкий круг юношей и девушек с доверительным общением.

Всех представителей рассматриваемого движения можно представить в следующем виде:

  1. Представители АУЕ виртуальные – в основном осуществляют деятельность в сети Интернет, но в некоторых случаях могут «уходить на улицу»;
  2. Представители АУЕ с улицы – их разделяют на возрастные группы (молодые, старшие, древние), но четко возрастные рамки не определены;
  3. Представители АУЕ с судимостью – молодые люди, прибывшие в колонию, знающие об идеологии АУЕ, и вернувшиеся на улицу после окончания заключения, пополняя ряды АУЕ на свободе [6, с.3].

Заключение (выводы)

Таким образом, можно сделать вывод, что движение АУЕ построено на идеологии противопоставления несовершеннолетних власти и обществу. Но главное в АУЕ-сообществах закладываются деструктивные установки в виде ксенофобии и ненависти к другим социальным группам, не похожим на АУЕ представителей. Такая философия, как правило, приводит к позиции самоутверждения за счет слабого путем его унижения с целью испытать чувство превосходства.

Тревогу по поводу криминального движения АУЕ уже не первый год бьют ученые, общественность и эксперты разных отраслей. Современным исследователям ещё предстоит установить дополнительные причины, которые побудили некоторые силы или отдельных лиц осуществлять активное использование псевдокриминальной субкультуры для активного негативного воздействия на несовершеннолетних.

Мы же в свою очередь предлагаем комплекс мер, который на наш взгляд будет способствовать минимизации степени влияния криминальной субкультуры, тем самым снизить темп её распространения, в том числе в подростковой среде, а именно:

  • в образовательных учреждениях ознакамливать учеников и студентов с рассматриваемым движением как общественно-опасным, а также разработать тесты, дающие возможность выявлять склонных к вступлению в криминальную субкультуру лиц;
  • проведение работы педагогическому составу культурно-образовательных организаций по разъяснению моментов, касающихся некоторых проявлений криминальной субкультуры, а также необходимости немедленного информирования законных представителей об установленных носителях криминальных норм;
  • включить в деятельность психологов образовательных учреждений задачу по целенаправленному выявлению обучающихся, которые могут быть подвергнуты криминальному заражению, и работе с элементами коррекции с ними;
  • уделять повышенное внимание занятости подростков, в особенности в малонаселенных пунктах, поскольку зачастую там пускают корни подобные экстремистские движения, а также создавать дополнительные рабочие места, которые рассчитаны на трудоустройство не достигших совершеннолетнего возраста лиц;
  • в соцсетях предупреждать о последствиях участия в деятельности АУЕ, включая уголовно-правового характера;
  • создание спецотделов правоохранительных органов по анализу контента интернет-ресурсов с целью выявления и устранения источников распространения информации, пропагандирующей культуру АУЕ, включая привлечение к ответственности умышленно распространяющих вышеуказанные материалы лиц;
  • разработка методичек для осужденных к лишению свободы, включающей основные положения уголовно-правовых институтов, для проведения штатных учебных занятий.
Текст статьи
  1. В Московской и Ульяновской областях пресечена деятельность запрещенного в России движения АУЕ. URL: https://news.ru (дата обращения: 14.05.2021).
  2. Гвоздева И.С., Степанов В.В. Теория и практика использования специальных знаний при расследовании групповых корыстно-насильственных преступлений несовершеннолетних: монография/под ред. И.С. Гвоздевой, В.В. Степанова. - Москва: Юрлитинформ,2012. -183с.
  3. Денисов Н.Л. Влияние криминальной субкультуры на становление личности несовершеннолетнего преступника: автореф. дис. …канд.юрид.наук. М., 2002г. 25с.
  4. Евсюкова А. Молодежные субкультуры и их влияние на российское общество // Теория науки. 2013. №4. С.6-11.
  5. Жители села Новопавловка учинили жестокую расправу над обидчиками их детей. URL: https://zab.tv/news (дата обращения: 14.05.2021).
  6. Иванов А.В., Козлов В.Е. Феномен улично-криминальной субкультуры АУЕ среди молодежи в республике Татарстан // Казанский педагогический журнал. 2019. №1. С.1-4.
  7. Клейберг Ю.А Подростково-молодежное криминальное движение «АУЕ»: феноменология и психолого-криминологическая характеристика // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология».2020. №1(50). С.139-143.
  8. Конец воровскому ходу. Что такое движение АУЕ и почему его запретили в России. URL: http://life.ru (дата обращения: 14.05.2021).
  9. Меняйло Д.В., Иванова Ю.А., Меняйло Л.Н. АУЕ – криминальное молодежное движение: сущность и способы распространения // Вестник Моск. Ун-та МВД России. 2019г. №11. С. 106-110.
  10. Миронов Б.Н. Благосостояние населения и революция в имперской России: XVIII – нач. XX века. – Москва: Макс Пресс, 2012. - 620с.
  11. Михайлов В.С., Кравченко Е.Н. Экстремистское движение «АУЕ»: причины возникновения, распространение и пути решения // Вестник СЮИ. 2020. С. 126-129.
  12. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). - Тверь: Русайнс, 1994г. - 70с.
  13. Семочкина А.А. АУЕ – фактор криминализации несовершеннолетних и их активного противопоставления государству и обществу//Вестник экономической безопасности. 2020. №6. С.154-158.
  14. Тулегенов В.В., Стулов С.А. Субкультурные особенности религиозных экстремистов, отбывающих наказание в виде лишения свободы // Вестник Кузбасского института. 2017. №3. С.45-49.
  15. Усанов И.В. Феномен АУЕ // Проблемы уголовного процесса, криминалистики и судебной экспертизы. 2018. №2. С.54-56.
  16. Чирун С.Н. Молодежное АУЕ как интегральный феномен российского постмодерна // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. №1. С.49-65.
Список литературы